Используйте свой мозг для изменения (конспект)

Введение.

Книга – переработанные для печати стенограммы семинаров Р. Бендлера.

НЛП может быть использовано в различных областях деятельности. Знание субмодальностей (элементов модальностей) позволяет эффективно изменять шаблоны поведения.

Некоторые принципы НЛП:

–порядок и последовательность опытов, как и порядок и последовательность слов в предложении, имеет самостоятельное значение.

–слова – неадекватные ярлыки опыта. Аналоговое обучение эффективнее. Чтобы понять, нужно увидеть, услышать и почувствовать.

Глава 1. Кто управляет автобусом?

НЛП для Р. Б. – процесс обучения, овладения.

Наш мозг работает постоянно, независимо от нашего желания. Даже если мы лишим его ощущений, он сам начнет генерировать их. Очень часто он начинает думать о давних неприятных событиях, вновь загоняя себя в депрессию ("неоконченные дела"). Если не дать мозгу направляющий импульс, он будет работать в произвольном направлении или им будут управлять другие. НЛП позволяет дать такой импульс.

Глава 2. Управление собственным мозгом.

Некоторые простые, но эффективные упражнения (в основном для В – модальности, А и К частично будут рассмотрены ниже. Вообще же Р. Б. ориентируется прежде всего на В):

–вспомнить очень приятный эпизод жизни (глаза открыты или закрыты) увеличивая или уменьшая яркость, насыщенность и другие параметры, следить за изменениями чувств. –аналогично – неприятный эпизод.

АНАЛИЗ: яркость – одна из визуальных субмодальностей. Субмодальности же могут использоваться для изменения визуальных образов вне зависимости от содержания.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. если яркость сделать слишком сильной, то картинка станет почти белой –––уменьшится интенсивность чувств, 2. Некоторые специфические картинки (пламя свечи и полумрак, закат солнца и т. п. ) теряют шарм и приятные ощущения, а другие (темнота и страх) при посветлении приводят к уменьшению страха.

–аналогичное упражнение, работая при этом с другими параметрами.

Очень важно тщательно поработать с каждым из ниже перечисленных параметров, нужен кропотливый индивидуальный опыт анализа. Эти упражнения – основа всей книги. Затем – работа с 2–я, 3–я и т. д. параметрами. Работать кропотливо и вдумчиво.

ПАРАМЕТРЫ:
1. Цвет.
2. Расстояние.
3. Глубина(многомерность).
4. Длительность.
5. Яркость.
6. Контраст.
7. Обзор(размеры).
8. Движение.
9. Скорость.
10. Прозрачность.
11. Оттенок.
12. Отношение аспекта(широкая или узкая, длинная или короткая рамка).
13. Ориентация(наклоняя картинку влево – вправо, вверх – вниз).
14. Передний и задний фон (отделение существенного, важного, ближе дальше).

Затем – использование наиболее эффективного параметра. НАПРИМЕР: вместо утренней чашки кофе представить какую–либо картинку, которая вызывает возбуждение и резко увеличить ее размер. Изменяя совокупность параметров, мы изменяем то, что называют индивидуальностью.

Гарантия депрессии – помнить только плохой опыт. Счастлив тот, кто помнит хороший. ("Хочешь быть счастливы – будь им!", –К. Прутков – ?) Люди же очень часто переделывают свой опыт(т. е. прочные, по его оценке, факты, программируя себя на аналогичное поведение в будущем. Цель лечения – перевести его в другое состояние сознания. Для этого возможно перекодировать прошлое, научить новому выбору и новым оценкам, изменив тем самым его отношение к настоящему и, что более ценно, к будущему.

Любой разговор с пациентом бессмысленен, если человек не переоценил свое прошлое и не стал счастливее. Если кто–то тратит 75 долларов, чтобы обсудить с психиатром свои неудачи, вместо того, чтобы пойти на вечеринку, он просто глуп. (Кататония – крайний случай). Но чтобы изменить эту стратегию поведения человека, ее нужно понять.

Существуют клиенты, имеющие внутренний голос, который звучит очень тихо и перечисляет список всех его неудач, что вводит его в депрессию. Один из вариантов лечения: усилить голос, чтобы он звучал громко и четко, при этом, возможно, исчезнет его гипнотический эффект. Другой вариант: сделать голос бодрым и доброжелательным, после чего клиент, вероятно почувствует себя лучше.

Далее Р. Б. сравнивает НЛП и некоторые методики психоанализа(явление инсайта, но в НЛП с помощью возрастной регрессии можно провести более глубокое изменение) и гештальт–терапии("разряд на пустое кресло, что может привести к негативным штампам в быту").

ЭКСПРЕСС–ТЕРАПИЯ В НЛП:

1. Вспомнить какое–либо неприятное событие, которое и в настоящее время вызывает эмоции.

2. Сформировать визуальный образ, желательно двигающийся.

3. Наложить на визуальный образ какую–нибудь бодрую и громкую музыку. Повторить несколько раз. Посмотреть на исходное состояние картинки. Чувства и отношения, как правило, меняются.

Другой способ:

1. Сформировать визуальный движущийся образ.

2. "Прокрутить" образ в обратном направлении. Вероятно, эмоции изменятся.

Еще один способ:

1. Вспомнить к. –л. спор, сформировать ––––//––––.

2. Медленно, тщательно просмотреть его со стороны (в ДС ). Вероятно, уверенность в правоте поколеблется.

Глава 3. Точки зрения

"Вы не смотрите на это с моей точки зрения", –можно понимать это выражение буквально и с помощью методик нлп выбрать любую другую точку зрения: пол, потолок, маленький ребенок, зритель в кино и т. п. Некоторые люди способны менять свою точку зрения на сотни лет вперед или назад, или на миллионы километров Вселенной. При этом часто
возникают очень интересные эффекты.

УПРАЖНЕНИЕ: вспоминая что–либо, менять АС на ДС или наоборот. возникают очень интересные эффекты. Если человеку кажется, что он имеет две точки зрения, то возможны следующие варианты:

а)быстрое переключение АС – ДС самого человека,

б)у него постоянно присутствует точка зрения критика(чаще всего она появляется после общения с транзактным аналитиком),

в)очень редко – человек имеет стратегию переводить свои воспоминания в ДС.

Некоторые люди занимаются своеобразным мазохизмом, делая приятные воспоминания расплывчатыми, часто в ДС, а неприятные – яркими, четкими, в АС. У таких людей отсутствует положительные эмоции и конструктивный опыт. Лучше делать наоборот.

Существуют люди, у которых ДС – доминирующая стратегия(ученые, инженеры и т. п. , которые привыкли видеть мир объективно). Можно научить их АС, чтобы они могли наслаждаться жизнью(например, любовью).

ПРИМЕР: фобия езды в лифте –––кинотеатр ––––черно–белый фильм в ДС–––цветной яркий фильм в обратной последовательности в АС.

Нужно помнить, что фобии не только проблема для человека, но и его ресурс.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: лечение фобии забирает чувства и энергию у врача.

Ему лучше быть в ДС. Очень осторожно нужно использовать технологии в семье, ибо после неумелого использования можно относиться к жене как к лифту. Нужно знать, что любая технология полезна в определенной ситуации. Вышеизложенные технологии применимы для лечения фобий, имеющих сильные эмоции, овладение происходит с первого раза и носит устойчивый характер. Выход за рамки эффективности технологии может принести отрицательный результат.

Стратегия, чтобы влюбиться: в общении АС только приятные переживания, ДС – только неприятные, После свадьбы часто изменяется на обратную, хотя в реальной жизни изменений гораздо меньше.

ПРИМЕР: лечение фобии на собак

1. Вспомнить что–либо приятное, сформировать яркий, сильный, визуальный образ;

2. Ввести в этот образ собаку;

3. Проверить, просто вспомнив собаку.

Глава 4. Когда все идет не так.

Многие люди используют свое воображение только для того, чтобы предвкушать неприятности, тем самым программируя себя на них. Можно поступить несколько иначе: представить к. –л, будущую неприятную ситуацию, в АС почувствовать себя в теле другого человека, для которого эта ситуация приятна. (стыдливость, застенчивость и т. п. )Очень часто родители, видя что дети не понимают их, начинают усиливать давление ( тон голоса и т. п. ). Не лучше ли поискать другой способ поведения, если этот не действует. Слово "просто" – поразительное слово, которое позволяет подвести видимость основания под любое высказывание: "Ты просто пытаешься взбодрить меня", как будто это просто.

ВАРИАНТ РЕФРЕМИНГА:

1. Вопросами или в состоянии транса вернуть человека к той точке, когда начинает зарождаться его неэффективное поведение("преджелание").

2. Ввести пациента в АС.

3. Дать ему другое направление движения. Подсознание выберет лучший вариант.

Самое сложное в этом способе – методика задавания вопросов, чтобы вести сопротивляющееся сознание пациента назад к исходной точке, в которой можно предложить выбор. Но есть приблизительное правило: вначале общие вопросы о вещах, процессах, затем – качества и свойства этих вещей.

Глава 5. Стремление к эффективности.

Психологи предлагали много различных моделей психики и мотивации. Некоторые до сих пор ищут некое ЭГО, называя его Родитель, Ребенок, Взрослый (транзактный анализ). Только Ребенок может получать удовольствие, только Взрослый может быть разумным и т. п. Это не справедливо. Если после общения с транзактным аналитиком у вас появился внутренний голос, то разумнее не бороться с ним(можно свихнуться), а прислушаться к нему, если уж он появился.

РЕФРЕМИНГ: Спросить у голоса, что он хочет позитивного для пациент (скорее всего цели голоса и сознания человека совпадут). Спросить у голоса, владеет ли он какой–либо хорошей информацией, которая может помочь клиенту.

– 5 3. Не будет ли голос так любезен изменить способ, которым он разговаривает с клиентом? Сделать тон более доброжелательным и приятным. Клиент может представить желаемый голос.

4. При согласии – попросить голос говорить именно так и заранее поблагодарить за это. Этой же методикой могут овладеть и настоящие родители.

3 вида мотивации (хотя вообще–то их больше. Пример – просыпание):

1. Представление того плохого, что может быть, если человек не встанет вовремя (может быть В, А, К ). В какой–то критической точке человек встает.

2. Представление того хорошего, что будет, если он встанет.

3. Комбинированный.

Желательно владеть всеми видами мотивации для использования в разных жизненных ситуациях.

При изучении мотивации нужно помнить, что все, что человек делает, для кого–нибудь, где–нибудь и в какое–нибудь время полезно. Изменение стратегии мотивации на обратную может привести к обратному результату (легкое просыпание утром – легкое засыпание вечером). Необходимо помнить, что прежде чем учить человека новой эффективной стратегии мотивации, нужно быть уверенным, что он имеет эффективную стратегию принятия решений.

Глава 6. Понимание замешательства.

Очень важно так задавать вопросы, чтобы люди отвечали "КАК", а не "ПОЧЕМУ"!!! Информация, связанная с ответом на "ПОЧЕМУ", –смесь фрагментов опыта и исторических теорий. "Лично у меня есть только одна теория: все разумные люди при управлении собственным мозгом испытывают значительные трудности вследствие того фундаментального факта, что земная ось имеет наклон относительно своей орбиты. В этом смысле у многих людей мозги набекрень" – Р. Б.

РАБОТА С ЗАМЕШАТЕЛЬСТВОМ:

Попросить клиента вспомнить:

а)нечто, по поводу чего он испытывает замешательство;

б)нечто, относительно чего у него существует понимание. Касаться содержания запрещено.

2. Узнать у клиента, как и чем отличаются эти два восприятия.

3. Попытаться изменить замешательство так, чтобы оно стало похоже на понимание.

4. Проверка результата с помощью вопросов. При необходимости можно вернуться ко 2–у этапу.

Делать это можно в 3–х модальностях, но в В–модальности –легче. В результате рефрейминга человек получает возможность доступа к опыту (организации сознания) понимания в ситуации замешательства. Кроме того, зная стратегию замешательства, можно "осаживать" самоуверенного человека.

Некоторые особенные варианты представления:

а)понимание – яркое и расплывчатое, а замешательство – контрастное, четкое. Можно "расфокусировать" замешательство, но нужно опасаться , что это может негативно проявиться в какой–либо области деятельности. Такое понимание часто используется как "укрытие", оно прекрасно для шутника на вечеринке.

б)если у мужа и жены противоположные представления – возможны конфликты (он говорит: "Давай разберемся конкретно и ясно", а это приводит ее в замешательство. ). в)чем больше у человека стратегий понимания, тем больше у него возможностей и перспектив. Каждая стратегия имеет свою область применения. Всего стратегий – бесконечность.

3 основных человеческих "заболевания:

–серьезность(возможен отрыв от реальности)
–безусловная уверенность(она появляется там, где перестают думать)
–важность(если вы себя считаете важным, значит все остальные – неважно ?)

РАБОТА С УВЕРЕННОСТЬЮ: выбрать какой–либо случай, "прокрутить" его в обратной последовательности. После этого человек получает новый выбор. При необходимости – наоборот.

Все вышеперечисленные методики НЛП можно использовать для изменения личной истории, своего опыта, чтобы лучше использовать его. НО нужно всегда помнить, что существует масса методик, которые еще более эффективны.

Глава 7. За пределами веры.

Очередной способ осмысления поведения основан на том, что наше поведение организовано вокруг долговременных и устойчивых процессов, называемых верой. Веру можно по–разному использовать. Она бывает разной(вера в коммунизм и вера в свою способность прыгать на одной ноге).

РАБОТА С ВЕРОЙ:

А)Сбор информации и подготовка:

ВЕРА. Подумать о какой–либо вере, от которой желательно избавиться. Узнать, как она представлена во внутреннем опыте.

2. СОМНЕНИЕ. Подумать о том, в чем сейчас сильно сомневаетесь, почувствовать неуверенность. Узнать как сомнение отражается во внутреннем опыте.

3. ОТЛИЧИЕ, РАЗНИЦА. Провести анализ, результатом которого станет обнаружение и запись субмодальностей, отличающих веру от сомнения. (см. Замешательство).

4. ПРОВЕРКА. Проверить каждую субмодальность. Цель – выявление наиболее мощной и эффективной. Проверяя очередную, нужно вернуть предыдущую в исходное положение.
5. НОВАЯ ВЕРА. Выяснить, какой должна (может ) быть новая вера. Убедиться, что она сформулирована в позитивных терминах без отрицаний. Полезно – новая вера в динамике. а не голая иллюзия. Экологическая проверка(как будут реагировать окружающие, семья и т. п. ). При сомнении – модификация веры.

Б)Процесс изменения веры:

6. ОТ ВЕРЫ К СОМНЕНИЮ. Сохраняя содержание, применить процесс изменения веры к сомнению, используя одну или две наиболее эффективных субмодальностей.

7. ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ. Пользуясь другими субмодальностями можно менять содержание; развитие процесса от старой к новой вере. Другой (аналоговый) метод – сделать картинку старой веры очень маленькой вложить в нее новое содержание и вновь увеличить.

8. ОТ СОМНЕНИЯ К ВЕРЕ. Сохраняя новое содержание с помощью тех же – 7 субмодальностей организовать развитие веры в новом направлении. (см. 6–й шаг, но в обратном направлении). Нужна осторожность, малейшее сопротивление означает, что вера сформулирована неточно и т. п. Отнестись с уважением, собрать новую информацию и вернуться на шаг N5.

В)ПРОВЕРКА.

9. ОДИН ИЗ СПОСОБОВ. Вопрос – что вы думаете о новой вере? Запросить информацию по поводу субмодальностей и сопоставить вербальную и невербальную информацию.

10. КОГДА НОВАЯ ВЕРА находится на месте и устойчива, старая вера будет распадаться. Этот процесс может быть подобен сомнению или (при полном распаде) – активному безверию. Процессом можно управлять.

Основа практически всех технологий НЛП – сбор информации (95%), вмешательство – малозаметно (5%).

Нужно учесть возможное расхождение между действительной причиной негативного поведения и осознанием ее человеком. Это нужно обязательно выяснить.

Глава 8. Обучение – овладение.

Необходимо соответствие модальностей ученика и учителя или гибкость учителя.

Критика современной системы образования.

Одна из особенностей работы памяти: чтобы вспомнить что–либо, нужно вернуться в то же состояние сознания ––––связь памяти с состоянием сознания. ПРИМЕР: вспомнить к. –л. приятную ситуацию и посмотреть на к. –л. предмет 3–4 раза, вспомнить нейтральную ситуацию и посмотреть на тот же предмет.

Для большей части информации, с которой работает человек, наиболее эффективно запоминание в визуальной модальности. Разные люди применяют разные способы запоминания: от подписи картинок до. . . Один из способов – фрагментирование (т. е. деление информации на блоки).

Глава 9. Взмах.

Шаблон взмаха – одна из наиболее мощных техник.

ШАБЛОН ВЗМАХА:

1. Идентифицировать контекст в АС. Найти то место, где вы чувствуете, что сломаны или застряли. Найти ту часть процесса и тот контекст, где можно видеть себя и реагировать иначе.

2. Идентифицировать ключевую картину, т. е. картину желаемого поведения(желательно в А, В, К)в исходной ситуации. Она должна быть ассоциирована с возможно более сильными ощущениями.

3. Создать результативную нужную картинку. Ее содержание основано на тех образах, каким хочется увидеть себя. Сильные положительные эмоции.

4. Взмах. Начать с исходной точки, когда клиент видит большую и яркую картину, предшествующую неприятному результату. Поместить маленький и темный образ положительного поведения в правом нижнем углу. В течении примерно 1 секунды – взмах: маленькая картинка растет и становится большой и яркой; большая – тускнеет, уменьшается и разваливается. После этого очень важно моментально выключить внутренний экран. Проделать 5 раз.

5. ТЕСТ.

А)Попробовать вернуться к исходной картине. Если взмах успешный, это будет трудно сделать. Она разваливается. И пусть.

Б)Бихевиористический способ. Пусть клиент вернется к картинке и попробует ее снова почувствовать. Возможно повторение всего взмаха. Применяется наиболее часто для избавления от вредных привычек.

Работа с клиентом, у которого затруднено восприятие своих внутренних процессов: –можно продолжать расспрашивать, пока он не обратит внимание в себя;

–можно задавать вопросы, требующие ответа "да–нет", считывая при этом невербальную информацию;


Здесь аттестат Правильный CSS! Рейтинг@Mail.ru www.copyright.ru
    © automen4x4 2018. Все права защищены. Faq Карта сайта Реклама на сайте Контакты О проекте Версия сайта 0.7.00