Методическое руководство разработано Е.И. Виль–Вильямс – врачом–психиатром, психотерапевтом, международно сертифицированным тренером НЛП. Перепечатка с ссылкой на автора обязательна. Место работы Институт Групповой и Семейной Психотерапии г. Москва Методическое руководство рецензировано профессором Владимиром Евгеньевичем Рожновым. НЛП возникло в 70–е годы нашего века в американском городе Санта– Круз, штат Калифорния. Ассистент профессора лингвистики Калифорнийского Университета Джон Гриндер и студент психологического факультета Ричард Бендлер заинтересовались работой трех замечательных психотерапевтов: Фрица Перлза (основоположника гештальт–терапии), Вирджинии Сатир (семейного терапевта) и Милтона Эриксона (основателя недирективного гипноза и терапии). Наблюдая работу этих психотерапевтов и стараясь выделить "хорошо срабатывающие техники" и их элементы, Гриндер и Бендлер создали свое описание этих техник модель, объединившую в какой–то мере, эти три подхода. Это не была новая психотерапевтическая школа, скорее хорошее, пошаговое описание терапевтических техник, применяемых замечательными терапевтами интуитивно. Используя идею модели, создатели НЛП шагнули дальше. И в сотрудничестве с Грегори Бейтсоном – антропологом, занимавшемся описанием процессов коммуникации, теорией систем, ученым, которого интересовали многие темы: биология, кибернетика, психотерапия Дж.Гриндер и Р.Бендлер развили НЛП как модель, описывающую внутренние процессы человека и его коммуникацию. Одним из следствий такого описания оказалась возможность достичь более высокой эффективности во многих областях человеческой деятельности, "повторяя" успешное поведение, предварительно его моделируя. Поэтому позже НЛП стало использоваться не только в применении к психотерапии, но и в других областях: бизнесе, спорте, обучении. Просуществовав 25 лет, НЛП приобрело самостоятельность метода, имеющего учителей последователей, приверженцев и противников. Появились: институты, обучающие НЛП, градация обучения на НЛП– практиков, НЛП–мастеров, НЛП–тренеров, и конечно, новые имена Роберт Дилтс, Стив, Тамара, Конира Андреасы, Тэд Джеймс, Тод Эпштейн, Антенн Роббинс второе поколение, которое, развивая, дополняя, пересматривая идеи и разработки первого, действует как бы в двух направлениях – укрепляет фундамент уже выстроенного здания и в то же время занимается его отделкой. В литературе, описывающие терапевтические техники НЛП, нет привычной для психиатра и врача ссылки на диагноз, соотнесенности с синдромологией, а термин например "фобия", "депрессия", употребляются скорее в бытовом нежели в профессиональном, диагностическом значении. И поэтому перед погружением в метод стоит уточнить и провести хотя бы одну параллель между миром терминологии – НЛП, как терапевтический метод, применим к пациентам, имеющим расстройства невротического, экзогенного круга и его не стоит применять, как метод помощи при эндогенном процессе или подозрениях на него. Данных о применении в этой области недостаточно для обеспечения безопасности пациентов. НЛП рассматривает человека как живую систему, получающую информацию о мире, перерабатывающую ее, на основе этой переработки делающую определенные выводы (когнитивная, эмоциональная оценка ситуации), на основе которых выбирается тип взаимодействия (различные способы поведения) со средой. Поддержание гомеостатических характеристик, а значит, успешное взаимодействие со средой зависит от точности информации, которую система получает от среды. Поэтому так важны исследования факторов, влияющих на искажение информации фильтров восприятия. Фильтрами восприятия являются репрезентативные системы, мета– программы, убеждения и ценности. Кроме того, важны эффективность систем переработки информации (вербальное и образное мышление) и адекватность оценки (эмоциональной и когнитивной), а также наличие в репертуаре форм поведения, адекватных ситуации. Жесткая связь между оценкой поведением лишает систему возможности гибкого выбора разнообразных форм поведения, что ведет к дезадаптации. Соответственно продвижение к большей адекватности и адаптивности в ходе терапии возможно на уровне работы с фильтрами восприятия, стратегиями переработки и внутреннего представления информации, оценкой, а также жесткой связью между оценкой и поведением, размыкание которой освобождает валентность для более адаптивной поведенческой реакции. Создавая модели актуального и желаемого состояния клиента, учитывающие все эти параметры, терапевт выбирает тактику, которая позволяет за минимальное число шагов достичь необходимого продвижения от первого состояния ко второму, используя так же информацию о временном контексте (затронутость в звучание проблемы субъективного прошлого, настоящего и будущего клиента) и определение глубины необходимого изменения (модель нейрологических уровней). Рамкой для такой работы является техника хорошо сформулированного результата; критерием эффективности – включения в эту технику, проверка экологичности изменения и подстройка к будущему; условием установление особого контакта – раппорта, дающего возможность переключать внимание клиента на его внутренний опыт и в измененном состоянии сознания переживать его по новому. Итак, тактикой терапевта является: установление раппортных отношений, сбор информации об актуальном и желаемом состоянии клиента, создание модели обоих состояний, выбор и проведение терапевтической техники, позволяющей изменить настоящее состояние в сторону желаемого. МОДЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО И ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЙДля создания модели состояний необходимо получить информацию об индивидуальных фильтрах восприятия – факторах, искажающих восприятия реальности. Кроме того, требуется выявить характерные для каждого состояния черты невербального поведения клиента (калибровка), созвучность, соотносимость вербального и невербального компонентов поведения (конгруэнтность/неконгруэнтность), некоторые физиологические характеристики (например: глубину, частоту дыхания) и особенности мышления – образного (последовательность обращения к репрезентативным системам) и вербального (индивидуальное своеобразие процессов мышления – метамодель), проявляющиеся в создании из всего сенсорного опыта (глубинной структуры) его краткого описания (поверхностной структуры) ; особенность восприятия личностью себя во временном континууме (прошлое–настоящее–будущее – техника построения линии времени) и специфичность использования сенсорных каналов (описания состояния по субмодальным характеристикам). Фильтры восприятия Воспринимаемый мир отличается от реального. Часть информации обобщается, опускается и искажается, то есть модель мира строится из отфильтрованной информации о нем. Фильтрами информации являются: 1) избирательно используемые возможности органов чувств или систем восприятия: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкусовых и обонятельных анализаторов репрезентативных систем; 2) убеждения и ценности – обобщенные суждения, выводы о мире – что важно, что правильно, что существует и т.д. 3) привычки восприятия – мета–программы. Все описанные фильтры формируются в процессе развития. Часто это происходит на бессознательном уровне, становясь импринтом прошлой травмирующей ситуации или детского опыта. Они формируют индивидуальности и с этой точки зрения, сами по себе они не хороши и не плохи. Вместе они составляют определенную систему. Она может быть достаточно сбалансированной, целостной и непротиворечивой. Но чаще уже на уровне "фильтров" проявляются противоречия, которые возникают между так называемыми "частями личности", или "субличностями". И для того чтобы полностью выполнить задачу сбора информации о состоянии клиента, терапевту необходимо знать, насколько эти противоречия велики. Одной из идей, почему клиент стал клиентом, является мысль о том, что та модель мира, которую клиент создал, слишком рассогласуется с реальным миром и поэтому не дает ему возможности ориентироваться и выстраивать свое поведение таким образом, чтобы достигать конкретных результатов. Поэтому терапевту следует иметь информацию о том, как его пациент использует свои репрезентативные системы, какие у него убеждения и ценности, какие мета–программы являются его фильтрами, насколько целостна (конгруэнтна) его модель, нет ли противоречия между убеждениями, ценностями и мета–программами, используемыми в одном контексте. Репрезентативные системы (PC) Человек воспринимает мир через органы чувств: зрение (визуальная система), слух (аудиально–тональная система), ощущения (кинестетическая система), а также используя вербальный канал (аудиально–дигитальная система). Индивидуальное предпочтение разных репрезентативных систем (PC) и является одним из тех фильтров, который создает карту, отличающуюся от территории. Предпочитаемая РС–система та, которая чаще используется по сравнению с остальными. Например, задав клиенту вопрос: что Вам легче вспоминать: образы, звуки или ощущения? Вы получите ответ о предпочитаемой системе. Ведущая РС–система – та, с помощью которой осуществляется доступ в памяти к хранимой информации. Например, попросив клиента подумать о прошедшем событии и выяснив, что первое вспомнилось: визуальная картинка, звуки или ощущения – Вы получите ответ о том, какая из систем ведущая. Часто ведущая и предпочитаемая системы различны, но иногда они совпадают. Для того чтобы определить, в какой из PC происходит вспоминание, обдумывание, переработка информации, выделены специальные маркеры (предикаты) каждой. Наблюдая за движением глазных яблок, отмечая особенности физиологии, а так же внимательно слушая речь клиента. Вы получите ответ на этот вопрос. Определение PC с помощью движения глаз находится здесь Схема на рисунке иногда не соответствуют реальности, например, она может быть иной у левшей, амбидекстров. Поэтому в таких ситуациях Вам необходимо сначала создать подобную схему, для того чтобы иметь возможность в ходе терапевтического сеанса на нее опираться. Чаще всего это необходимо чтобы понимать, соответствуют ли действия клиента инструкциям терапевта обращение в определенный момент терапии к конкретной PC, а также для выявления стратегий последовательности обращения к PC в ходе переработки информации. Необходимо попросить клиента проделать шесть операций, спрашивая клиента, каким образом он выполнил задание и наблюдая глазные движения сразу после его произнесения. Обязательно переспросите клиента о том, насколько точно он выполнил Ваше задание: увидел ли то, что Вы его просили увидеть, и сразу ли он это сделал, например, сначала вспомнил и испытал ощущения, а лишь потом увидел образ. И если произошло именно такое рассогласование, значит, то первое движение глаз, которое Вы наблюдали, соответствует той системе, к которой обратился клиент (кинестетической), а не той, в которой был задан вопрос (визуальная память). Опытные НЛП–практики обычно пользуются этим способом лишь частично, только иногда уточняя какое–либо соответствие между движением глаз и PC, и просто внимательно слушая, о чем говорит клиент, описывает ли он сейчас свои ощущения (глаза вниз), вспоминает ли он визуальные образы (глаза вверх) или вспоминает чьи–либо слова (движение глаз по горизонтали). Обращение к той или иной PC иногда очень явно выражено в речи клиента. Существуют так называемые Вербальные маркеры – слова, указывающие на фокусировку внимания клиента на той или иной PC. Например: ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЙ ПО СУБМОДАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМТонкие различия характеристики контекстуального использования репрезентативных систем называются субмодальными характеристиками. Именно они определяют специфичность представленности в памяти, уникальность процессов обработки и восприятии информации, формирующих опыт, который влечет за собой его эмоциональную и когнитивную оценку, приводящую к определенной форме реакции на ситуации. В НЛП разработан специальный способ описания своеобразия репрезентации опыта в каждом состоянии – описание по субмодальностям. Данное описание используется в терапии как компонент модели актуального, ресурсного и желаемого состояний клиента, помогающего зафиксировать уникальность каждого из них и дает хороший, почти объективный критерий их достижения в ходе терапии. Наиболее существенной субмодальной характеристикой является ассоциированность/диссоциированность восприятия. Ассоциация – восприятие себя субъектом , а ситуацию объектом действия. Полный контакт с ощущениями, поступающими по всем сенсорным каналам (репрезентативным системам), полное проживание эмоций в данной ситуации. Диссоциация восприятие себя в ситуации как объект наблюдения, видение, слышание себя в ситуации со стороны (фокусировка внимания на одной или двух PC; отсутствие информации, поступающей по кинестетической PC). Для выявления субмодальных характеристик клиента просят "вспомнить" или "подумать" об определенном состоянии. Задание специально звучит достаточно нейтрально, так как если попросить клиента "почувствовать" или "побыть" в этом состоянии, предложение сразу " ассоциирует" клиента с теми чувствами, которые он испытывал в этом состоянии и не даст Вам возможности выяснить, какова была начальная репрезентация этого опыта – ассоциированная или диссоциированная. Субмодальные различенияВизуальные Некоторые вопросы для извлечения этих различий Цвет: Это цветное или черно–белое? Высота обеими руками, где вы видите этот образ? Это движущаяся или неподвижная картинка? Насколько быстро это движение: быстрее или медленнее, чем обычно? Этот образ стабильный? В каком направлении он движется? Как он движется? Эта картинка наклонна? Вы видите себя или не видите это событие как если бы не были в нем? С какой перспективой вы видите это? (Если диссоциирован). Вы видите себя справа или слева, спиной или лицом? Эти люди и вещи в этом образе в натуральной пропорции или некоторые из них больше или меньше, чем в жизни? Это плоское или трехмерное? Эта картинка обернута вокруг вас? Есть только один образ или больше, чем один? Вы видите их один за другим или одновременно? Аудиальные Кинестетические Некоторые вопросы для извлечения этих различений Ценности организованы в иерархическую структуру. Наиболее важная из них находится на вершине. Ценности – это то, к чему или от чего люди двигаются. Ценности могут меняться с контекстом. Например, есть ценности во взаимоотношениях, в бизнесе и они могут быть разными. Мета–программы – наиболее подсознательные фильтры. Способы, с помощью которых поддерживаем то индивидуальность. Мета–программы – не контекстуальный фильтр, создающий контекст опыта. Мета–программы очень заметны в поведении и языке людей. В разной литературе по НЛП описываются разные мета–программы. Упомянем кратко наиболее важные из них. Проактивный рефлективный Движение к – движение от Внешний – внутренний Возможности – процедуры Обобщающий – конкретизирующий Совпадатели – несовпадатели Мета–модель Мета–модель структурная модель речи, помогающая обратить внимание на индивидуальное использование универсальных способов обработки информации обобщения, искажения, ощущения, дающая возможность вернуться к первоначальному материалу, чтобы переработать его заново и минимизировать неточности понимания между терапевтом и клиентом. Мета–модель восстанавливает связь с непосредственным опытом и может быть использована для: Заявления ограничений (которые существуют, но могут быть не высказаны в модели мира и себя, созданной клиентом; раскрытие новых вариантов поведения. Далее даны названия речевых структур, описываемых мета–моделью, краткое объяснение механизма потери информации на пути от первичного опыта к созданию его модели в речевых структурах, примеры таких структур и вопросы позволяющие восстановить более полную информацию. Предложения с неопределенным существительным Каждое существительное, использованное в предложении, нуждается в уточнении в большей или меньшей степени. Например, Задавая вопрос "Что конкретно". Вы выявите опущенную информацию. Предложение с неопределенным глаголом Глаголы иногда нуждаются в уточнении вопросами :''Как конкретно?" Например: "Я не успеваю во время", "Я не выполняю работу". Сравнения В предложении, содержащем сравнения, обычно отсутствует объект, которым проводится сравнение. Суждения Предложения с номинализацией Модальные операторы возможности, необходимости Предложения с универсальными числительными Предложения, содержащие комплексную эквивалентность Предложения, содержащие причинно–следственную связь Предложение с "чтением мыслей" "Части личности". Конгруэнтность/неконгруэнтность Существуют определенные правила работы с неконгруэнтностью клиента. 1.Неконгруэнтность должна замечаться терапевтом всегда. Вы можете не обращать внимание клиента на его неконгруэнтность в коммуникации по поводу каких–либо сторон его жизни, но обязательно должны запомнить, в какой момент она возникает и после проведения терапии вернуться к этой ситуации и проверить, стал ли ваш пациент более конгруэнтен по отношению к ней. Существует несколько способов обращения внимания клиента на собственную неконгруэнтность: 1) техника "но". Часто клиент говорит только часть предложения, как бы сигнализируя о существовании второй, противоречащей первой. Пример: Клиент: – Я действительно хочу изменить это ... Терапевт – Но ... Клиент: – Но боюсь, что мне это не удастся. 2)Техника комментария. Цель терапевта каждый раз одна и та же – дать возможность этим частям проявиться явно, так как именно это даст Вам возможность собрать информацию о ФС, PC, МП, убеждениях и ценностях каждой из них. Обычно одна часть чувствует себя более "хорошей", "достойной", "правильной", разрешенной, "полезной". Очень важно, чтобы Вы как терапевт, пригласив к коммуникации обе, не отдавали предпочтения какой– либо из них. Так как одно из положений НЛП "Каждое поведение имеет позитивное намерение". И поэтому необходимо выявить позитивное намерение части. Как бы противоречиво ни вели себя "части", находящиеся в "оппозиции", ни в коем случае нельзя дать клиенту "победить", "подавить" их. Намерение "части" позитивно и только понимание этого и его открытие в ходе терапии ведет к интеграции и разрешению противоречий. ТЕХНИКА ПОСТРОЕНИЯ ЛИНИИ ВРЕМЕНИВремя является наиважнейшим элементом в организации опыта. Техника выявления линии времени – техника выявления индивидуальных способов репрезентации прошлого, настоящего, будущего. Сначала терапевт просит клиента подумать о каком–либо простом повседневном действии, которое он многократно совершали в прошлом и, вероятно, будет продолжать совершать в будущем. "Подумайте о том, как вы совершали это действие много времени назад, а затем как совершали его в недавнем прошлом. Подумайте о том, как совершаете его в настоящем. Потом представьте, как совершаете его в ближайшем будущем, и наконец в отделенном будущем". Думая о совершении одного и того же действия в каждый момент времени, сохраняйте содержание неизменным, так чтобы единственным различием было то, КОГДА совершается это действие. Терапевт должен обнаружить субмодальные отличия, относящиеся к тому, как клиент представляет свой опыт во времени. Эти отличия станут гораздо очевиднее, если вы попросите клиента ОДНОВРЕМЕННО подумать о том, как он совершает это действие в разные моменты времени. Когда он ОДНОВРЕ– МЕННО представляете себе это действие пять лет назад и пять лет спустя. Получив таким образом две картинки легче выявить, используя таблицу субмодальных различий, как отличаются репрезентации прошлого, настоящего, будущего. Будьте внимательны к несловесным характеристикам. Например: клиент показывает на разное пространство как бы размещая в нем разные периоды своей жизни. Важной субмодальностью является местоположение образа,иногда важен размер. Не забудьте проверить другие субмодальные характеристики, детальность, прозрачность, яркость, фокус, цвет. УСТАНОВЛЕНИЕ РАППОРТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Раппорт особый контакт с клиентом, позволяющий терапевту проводить терапевтическую интервенцию. Описывают две стадии раппортных отношении – подстройка и ведение. Подстройка (на поведенческом уровне) – прямое зеркальное повторение элементов невербального поведения клиента. Например: поза; моргание; дыхание; темп речи и т.д. или же перекрестное зеркаление повторение элементов невербального поведения клиента, но не прямо ( например: частота дыхания клиента – повторяется не частотой дыхания, а терапевт лишь сохраняя общую тенденцию (частоту) – частотой покачивания туловищем. Ведение – изменение терапевтом элементов невербального поведения и в след за этим такое же изменение на бессознательном уровне, осуществляемое клиентом . Феномены подстройки и вслед за ней ведения обеспечивают возможность своего рода разогрева терапевта, его подготовки для работы именно с этим конкретным клиентом. В каком–то смысле происходит частичная синхронизация скоростей и ритмов того и другого, и если терапевту это удается, то он как бы допускается к совместной работе с клиентом по изменению его мира. И этот пропуск осуществляется в большей степени не на сознательном (доверяю–не доверяю), а на бессознательном уровне (в стадии ведения, например (следую за изменением позы терапевтом или нет). Терапевту нужно быть очень внимательным к сигналам рассогласованности на стадии ведения это маркер невозможности начала терапевтической работы, которая будет абсолютно бесполезна без внутреннего доверия клиента. Вопрос: "Есть ли у меня раппорт с клиентом" поможет выйти на эффективный путь, если "терапевтическая техника не идет". КАЛИБРОВКАКалибровка – выявление характерных для данного состояния черт невербального поведения клиента. Каждое внутренние состояние уникальным образом преломляется во внешнем поведении. Ему свойственны определенная мимика и жестикуляция, тон голоса и темп речи. Терапевту необходимо замечать и запоминать невербальные маркеры разных состояний клиента: актуального, ресурсного, желаемого. Так же очень важна соотнесенность , созвучность сообщений, которые клиент посылает невербально с вербальными сообщениями – информация о конгруэнтности или не конгруэнтности. НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИВ нашей нервной системе, языке и восприятии имеются "естественные" иерархии и уровни опыта. Каждый последующий уровень влияет на организацию информации на всех нижних уровнях. Изменение на б алее высоких уровнях неизменно приводят к изменениям на низших уровнях; изменение на нижнем уровне может, но не обязательно сказывается на верхнем уровне. Хотя высшие уровни в большой Степени абстрактны, они оказывают большее влияние на наше поведение и опыт. Внимательно слушая, как заявляется проблема можно определить насколько глубинной она является и соответственно технику какого уровня следует применять. Модель нейрологических уровней своего рода модель структуры личности в НЛП. Назвав глубинный "ядерный" уровень личности "уровнем идентичности" и расположив следующие уровни последовательно – "убеждение и ценности"; "способности"; "поведения"; "окружения" – модель говорит о том , что для изменения структур одного из них необходимо изменение (то есть применение терапевтической интервенции) на более глубинном . ЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ВНИМАНИЯ Примеры заявления проблемы на разных логических уровнях: Материалы тренинга Э. Энтус, Дж. Делозьер, П. Врица и Я. Ардуй –НЛП–практик, 1992 г. использованы для двухлетней программы по НЛП Института Групповой и Семейной психотерапии. Техника хорошо сформулированного результата – способ создания модели актуального и желаемого состояний. Внимательно наблюдая клиента во время выполнения техники хорошо сформулированного результата, необходимо отметить какие ценности, убеждения клиента поддерживают настоящее и желаемое состояние, какие мета–программы задействованы в репрезентации состояния, как организована вербальная информация о состояниях (каким образом клиент создал именно это представление о реальности и какова реальность "на самом деле" использование мета–модельных вопросов); каково невербальное поведение (поведенческие маркеры), характерное для каждого из состояний и насколько конгруэнтен клиент в каждом из этих состояний. А также каково звучание времени в презентации актуального и желаемого состояний. Как клиент в них использует свои репрезентативные системы. ШАГИ ТЕХНИКИ ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННОГО РЕЗУЛЬТАТА1 Сформулировать результат позитивно, утвердительно. "Чего Вы хотите", а не "Чего Вы не хотите" (будьте внимательны к словам, указывающим на отрицания: не надо, не должно, прекратить, не будет). Пример: "Я не хочу чувствовать себя плохо" – "Прекрасно, а как Вы хотите себя чувствовать?" 2 Результат в силах клиента "Как Вы бы хотели измениться?". Сфокусируйте внимание клиента на том, что он может сделать как он будет ответственен за достижение результата. Пример: "Я хочу, чтобы моя жена стала более чувствительна" – "Как бы Вы хотели измениться сами?" 3 Описание желаемого состояния по субмодальным характеристикам, а также получение информации о мета–программах, убеждениях, ценностях, которые поддерживают желаемое состояние. "Как Вы узнаете, что Вы достигли результата? Как Вы будете видеть, слышать и чувствовать себя и окружающее, когда это произойдет? Войдите в это состояние и покажите мне, каким бы Вы были, если бы достигли его." Что для Вас важно в результате и почему для Вас важно его достичь. 4 Результат размещен в должном контексте "Когда, где, с кем Вы хотите быть в желаемом состоянии". Будьте уверены, что Вы выяснили ситуации, для которых желаемое поведение подходит, и ситуации, для которых оно не А также каково звучание времени в презентации актуального и желаемого состояний. Как клиент в них использует свои репрезентативные системы. ШАГИ ТЕХНИКИ ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННОГО РЕЗУЛЬТАТА1 Сформулировать результат позитивно, утвердительно. "Чего Вы хотите", а не "Чего Вы не хотите" (будьте внимательны к словам, указывающим на отрицания: не надо, не должно, прекратить, не будет). Пример: "Я не хочу чувствовать себя плохо" – "Прекрасно, а как Вы хотите себя чувствовать?" 2 Результат в силах клиента "Как Вы бы хотели измениться?". Сфокусируйте внимание клиента на том, что он может сделать как он будет ответственен за достижение результата. Пример: "Я хочу, чтобы моя жена стала более чувствительна" – "Как бы Вы хотели измениться сами?" 3 Описание желаемого состояния по субмодальным характеристикам, а также получение информации о мета–программах, убеждениях, ценностях, которые поддерживают желаемое состояние. "Как Вы узнаете, что Вы достигли результата? Как Вы будете видеть, слышать и чувствовать себя и окружающее, когда это произойдет? Войдите в это состояние и покажите мне, каким бы Вы были, если бы достигли его." Что для Вас важно в результате и почему для Вас важно его достичь. 4 Результат размещен в должном контексте "Когда, где, с кем Вы хотите быть в желаемом состоянии". Будьте уверены, что Вы выяснили ситуации, для которых желаемое поведение подходит, и ситуации, для которых оно не подходит. Например: "Я хочу быть напористым" – "В каких ситуациях был бы более желателен другой подход?" 5 Проверка экологичности "Как достижение желаемого состояния повлияет на Вашу жизнь" Необходимо выяснить насколько конгруэнтно желание клиента достичь этого состояния . Тщательно проследите, чтобы ни одно из преимуществ (вторичных выгод) актуального состояния не было потеряно. Например: "Я хочу быть независимым" – "Потеряете ли Вы что–нибудь ценное, став независимым?" 6 Соответствующий масштаб обобщений. Если желаемый результат слишком огромен или глобален, выделите для начала один его меньший компонент. Например: "Я хочу, чтобы жизнь приносила мне удовлетворение" – "В какой важной области Вы бы в первую очередь хотели получать удовлетворение?" 7 Результат зависит от включенности ресурсных состояний. "Какие ресурсы, внутренние резервы Вам нужны, для того чтобы добиться Вашего результата и его поддерживать?" Пример: "Я хочу быть независимым" "Что Вам нужно, чтобы быть независимым?" Опишите ресурсные состояния так же по субмодальным характеристикам. 8 Актуальное состояние препятствие к достижению результата. Описание по субмодальным характеристикам актуального состояния, а так же мета–программ убеждений, ценностей, мета–модельных паттернов, калибровка специфической физиологии и невербальных маркеров, характерных для актуального состояния. Особое внимание уделить звучанию времени в описании актуального состояния. 9 Подстройка к будущему. "Посмотрите и постарайтесь увидеть себя со стороны уже изменившимся в будущем. Что Вы делаете? Нравится ли Вам эта картина?" Проведя данную технику , Вы не только заключили контракт, но уже начали терапевтическую работу. В ее результате Вы получили подробное описание настоящего и желаемого состояний клиента, которые Вы будете использовать для выбора терапевтической стратегии – техники или техник терапевтических интервенций. ВЫБОР ТЕХНИК ТЕРАПИИВ различных материалах по НЛП описаны разные способы выбора техник терапии. Лучше всего использовать следующие материалы: 1 .Выбор терапевтической техники в зависимости от предпочитаемой репрезентативной системы. Описания техник НЛП существуют варианты одной и той же техники для разных предпочитаемой репрезентативных систем. Обратите внимание на то, какая из систем является предпочитаемая и, если возможно, найдите вариант техники в этой системе (например визуальной, аудиальной ."взмах" ). 2.Выбор техники в зависимости от звучания "прошлого", "настоящего" и "будущего" в заявлении об актуальном и проблемном состояниях. Существуют техники для проработки прошлого опыта (проблема в прошлом): различные варианты изменения личностной истории; паттерн печали; техника визуально–кинестетической диссоциации; различные техники работы с линией времени; реимпринтинг родительской линии жизни; техники быстрого лечения фобии. Техники для проработки настоящего (проблема в настоящем): взмах, шестишаговый рефрейминг; субмодальное изменение убеждений, техники выявления глубинной цели, техника лечения зависимостей и созависимостей. Техники для проработки будущего опыта (проблемы в будущем): создание неотразимого будущего. Вопрос скорее заключается в возможности применения техники терапии, работающей "здесь и сейчас" или в необходимости проработки "там и тогда" прошлого. В независимости от первого и второго каждая техника НЛП заканчивается на работе с будущим (подстройка к будущему), в каком то смысле становящимся настоящим для клиента в ходе терапии. 3.Проработка вторичной выгоды, конгруэнтность /неконгруэнтность клиента. На сколько в запросе на изменение клиента звучат голоса разных конфликтных частей Техники для работы с "частями ": шестишаговый рефрейминг; интеграция конфликтных частей; выявление глубинной цели; выращивание части. *.Насколько глубинной "ядерной" является проблема. Модель нейрологических уровней. В каком–то смысле каждая из техник НЛП затрагивает уровень идентичности "новый образ себя" и скорее выбор той или другой техники зависит от вопроса на сколько "новый образ себя" выстроен клиентом. Техниками помогающими это сделать являются: техника работы с личностной метафорой; совмещение логических уровней; выявление глубинной цели. Так же очень важной является работа на уровне убеждений и ценностей, так как только после изменений убеждений (реимпринтинг убеждений, субмодальное изменение убеждений, "раскрутки") и изменение иерархий ценностей (техника изменения иерархий ценностей) возможно решение проблемы, касающейся этих уровней. Выбор техники – зависит от всех вышеперечисленных компонентов и определяется различиями между актуальным и желаемым состояниями и в большей степени составляет искусство психотерапевта, так как фактически каждый раз терапевт создает технику из элементов индивидуально для каждого клиента. Основные элементы техник НЛП. Техника Ассоциации. Клиент ассоциируется, то есть полно во всех трех системах испытывает, переживает определенное состояние (использован материал М.Аткинсон). Ассоциация используется в терапии для: Способы Ассоциации 1. Создания позиции наблюдателя. Способы диссоциации Техника якорения Создание воспроизводимой реакции на определенный стимул. Якорь (аудиальный, визуальный, кинестетический) воспроизводится несколько раз на пике определенного, очень хорошо ассоциированного состояния, которое необходимо запомнить. Между воспроизведения состояния необходимо переключение внимания клиента, то есть диссоциация, смена внутреннего состояния на какое–либо другое, например "здесь и сейчас". Сам якорный сигнал должен воспроизводиться максимально точно. В конце техники производится проверка. Терапевт повторяет сигнал и калибрует воспроизводимость на данный сигнал состояния, которое необходимо было запомнить с помощью "якоря". Слова клиента, произнесенные им вслух убеждения и ценности, являются для самого клиента якорями тех состояний, которым они соответствуют. Произнесение их точно тем же тоном голоса вызывает эти состояния. Внутренним якорем какого–либо состояния является определенное, характерное для данного состояния дыхание. Якорение используется в следующих ситуациях: Более подробно о техгиках НЛП Вы можете прочитать в ниже– перечисленных книгах: |
| |||||||||
|