В течении последних десятилетий мы имеем возможность наблюдать процесс постепенного проникновения психотехнологий в различные сферы человеческой деятельности. Неудивительно, что рано или поздно они должны были соприкоснуться и с творческими изысканиями. Действительно, почему бы и нет? В конечном счете, художественное произведение – это, прежде всего, определенный текст, такой же как и, например, выступление оратора или рекламный проспект. Стоп, стоп, стоп! Я совсем не это имел ввиду! Я просто хотел сказать, что и первое, и второе, и третье – это объективизация идеи в виде знаковой системы, напрямую связанной с общением. С вербальным общением. Понимаете, к чему я клоню? В принципе, не думаю, что совершу сногсшибательное открытие, когда скажу, что поэзия – это не что иное, как придание мысли определенной формы, для наилучшего ее восприятия. Позволю себе процитировать несколько строк из программного документа Содружества поэтов–эстетиков: "3. О ритме, гармонике стиха: Ритм и гармоника стиха неотделимы от формы и смысла. В одних стихотворениях существует гармоничный ритм для придания формы, или дисгармоничный для подчеркивания смысла." Знаете какое в этих строчках ключевое слово? Это слово "ритм". Именно этот термин позволяет нам перейти от чисто художественных и эстетических размышлений к психологии, а, точнее, к нейролингвистическому программированию (НЛП). Действительно, ритм, создаваемый в стихотворении, способствует восприятию содержания. Умело оперируя с ритмом и структурой стихотворения можно добиться появления у читателя более яркого и целостного восприятия. Как это не парадоксально, поэзия – это первая (первая ли?), хотя и очень специфичная, психотехнология. Теория стихосложения даст сто очков вперед многим изысканиям современных психологов. Не удержусь от примера. Вот два замечательных стихотворения Максимилиана Волошина, которые, надеюсь, убедят вас в правоте моих слов. Теперь я мертв. Я стал строками книги.В твоих руках ... И сняты с плеч твоих любви вериги, Но жгуч мой прах. Меня отныне можно в час тревоги Перелистать, Но сохранят всегда твои дороги Мою печать. Похоронил я сам себя в гробницы Стихов моих, Но вслушайся – ты слышишь пенье птицы? Он жив – мой стих! Не отходи смущенной Магдалиной – Мой гроб не пуст ... Коснись единый раз на миг единый Устами уст. Голова madame de Lamballe. Это гибкое, страстное телоРастоптала ногами толпа мне И над ним надругалась, раздела ... И не тело Не смела Взглянуть я ... Но меня отрубили от тела, Бросив лоскутья Воспаленного мяса на камне ... И парижская голь Унесла меня в уличной давке, Кто – то пил в кабаке алкоголь, Меня бросив на мокром прилавке ... Куафер меня поднял с земли, Расчесал мои светлые кудри, Нарумянил он щеки мои, И напудрил .. . И тогда, вся избита, изранена Грязной рукой Как на бал завита, нарумянена, Я на пике взвилась над толпой Хмельным тирсом ... Неслась вакханалия. Пел в священном безумье народ. И, казалось, на бале в Версале я ... Плавный танец кружит и несет ... Точно пламя, гудели напевы, И тюремною узкою лестницей В башню Тампля к окну королевы Поднялась я народною вестницей ... В книге "НЛП: В свободном полете" молодого автора С.Горина, известного нам по смелым экспериментам со своим имиджем, приводится любопытная песенка А.Иващенко и Г.Васильева: Уронили Мишку на пол,Раз, два, три, четыре пять, Оторвали Мишке лапу, Вышел зайчик погулять... Все равно его не брошу Вдруг охотник выбегает, Потому что он хороший, Прямо в зайчика стреляет! Забавно, не правда ли? Скорее всего, вы не впервые сталкиваетесь со спиральными технологиями. Использование таких конструкций ослабляет сознательный контроль читателя, способствует чувственному восприятию мыслей и образов автора. Не удержусь от соблазна похвастаться своим творчеством. * * * В небесах манящие Огоньки зажглись. Звездочка блестящая Вдруг упала вниз. Ива остролистая Стынет на ветру. Звездочку лучистую Я в траве найду. Звонкий дождик каплями Хлещет по плащу. Звездочку хрустальную В небо отпущу. Пусть до самой старости Много–много лет Всем приносит с радостью Свой волшебный свет. Вообще, надо сказать, что детская поэзия – это вообще огромная кладезь уникальных психологических методик. Вспомним, хотя бы, Агнию Барто или Юнну Мориц с их ненавязчивыми гипнотическими трюизмами или Корнея Чуковского, методика которого основывалась на таком приеме как дестабилизация состояния (кстати говоря, отдельного упоминания тут заслуживают нещадные эксплуататоры гипнотического подхода – футуристы – Велимир Хлебников, Игорь Северянин и др.) Йэх. Что–то не хочется дописывать эту длинную телегу... И в довершение еще одна моя маленькая композиция... * * * Стол и горящие свечи. Рюмка бесшумно упала. Тучами хмурится вечер. Только ведь этого мало... Тоже мне: рюмка упала, Рюмка упала–разбилась. Стрелка секундная стала, Стрелочка остановилась. Тучами хмурится вечер Сквозь приоткрытые веки. В памяти нашей невечной Время застыло навеки... |
| |||||||||
|